Словарь терминов фламенко

Приводим краткий сборник терминов без которого вам будет сложно понять азы фламенко.

A golpe (а гольпе) — сопровождение определенных стилей фламенко ударами кистью, сжатой в кулак, или ладонью любой поверхности, включая собственную ногу певца.

Ayeo (айо) — вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento). Название происходит от слова «ay» —  протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных «Ay».

Bailaor(-а) (байлаор/-а) — танцовщик/танцовщица.

Baile (байле) — танец.

Braceo (брасео) — в переводе с исп. «размахивание руками». Работа, непрерывное движение одной или обеих рук, переходящих  от одного положения к другому. Движения рук текучие, непрекращающиеся. «Отправная точка» движений — центр спины (точка между лопатками).

Cadenas (каденас) — в переводе с исп. «цепь, ряд, вереница». Комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.

Cantaor(-а) (кантаор/а) — певец / певица.

Cante (канте) — песня или пение.

Cante jondo (канте хондо) – «глубокое пение», стиль, который затрагивает серьезные, трагичные темы. Нетренированному уху может показаться резким и примитивным. Песни Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной отдачей.

Compas (компАс, ударение на «а») — удар, ритм, размер. Ритмический цикл и основа для всех танцев фламенко. Самые общие циклы находятся в ритме (размере) 4/4, и комбинациях размера 6/8 и 3/4. «Быть в компасе» означает оставаться в пределах этих единиц. Это повторяющийся образец акцентируемых ударов, аналогичных музыкальным тактам, которые диктуют уникальную ритмическую структуру песни или танца.

Contra tiempo (контратьемпо) — «встречные» ритмы. Принцип контратьемпо — перенос акцента с сильной доли (ноты) на слабую. Танцор делает акценты на тех долях, которые у музыкантов слабые, и наоборот, не делает акцентов на сильных долях музыкантов.

Copla (копла) — куплет песни. Cм. Letra.

Desplante (деспланте) — танцевальные шаги, которые указывают приближающийся перерыв, как в «desplante por bulerias», который выполняется после «звонка» (llamada). Desplante может колебаться и состоять от нескольких шагов до многочисленного ритма (compas), в зависимости от вовлеченной хореографии, и обычно считается климатической точкой в выступлении. Тип сигналов (llamada), который показывает изменение в хореографических последовательностях. Desplante более длинен, чем llamada. Он имеет последовательную музыкальную фразу (музыкальную фразу, отвечающую на первую фразу). В 12-ти счетных танцах, desplantes — обычно длительностью 24 счета; в 4-х счетных танцах, desplantes — вообще 2 набора по 8 счетов каждый.

Duende (дуэнде) — дух, сила души. Описывается как состояние, подобное трансу или экзальтации, возникающее ощущении во время пения или исполнения танца фламенко. Duende — внутренний дух, который возникает в результате интенсивной эмоциональной причастности исполнителя к музыке, песне и танцу.

Entrada (энтрада) — выход танцовщика или начало представления.

Entrada de pie — выход с дробями.

Escobilla(o) (эскобилья(о)), paso de escobilla (эскобилья пасо) — в переводе с исп. «щетка, метелка». 1. Танцевальный шаг, который напоминает движение метлы. Выполняется стопой ноги, которая мягко скользит, как будто тщательно вычищает пол, двигаясь вперед и/или назад. Таким образом создается мягкий, шаркающий звук. Первоначально, под escobillas понимались маленькие скользящие шаги, которые позволяли танцовщицам продемонстрировать красоту их ног. 2. Сочетание ударов и шагов. Часть танца, в которой акцент сделан на работе ног, а не рук. В настоящее время escobillas стали очень техничными и весьма продолжительными. Синоним «pasos». 3. Дробь под музыку, но без песни.

Falseta (фальсета) — сольная партия гитары между куплетами (летрами).

Fiesta flamenca (фиеста фламенка) — вечеринка, во время которой исполняется фламенко. Для фиесты характерна особая атмосфера теплоты и повышенного расположения к исполнителям, благодаря чему они чувствуют себя в комфортной и дружелюбной обстановке, побуждающей их продемонстрировать свое искусство.

Flamenco Puro (фламенко пуро) — термин, который в основном применяется, чтобы обозначить «подлинное» или «традиционное» фламенко.

Floreo (флорео) — 1. Движения кистей и пальцев танцовщика, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. 2. Украшение, прием игры на гитаре, когда гитарист касается двух или трех струн гитары поочередно указательным, средним и безымянным пальцами в быстром темпе, заставляя ноты звучать непрерывно.

Hembra (эмбра) — в переводе с исп. «самка». Кастаньета, которую держат в правой руке.

Gitano(-a) (гитано/а) — испанское название  цыгана/цыганки.

Glissade (глиссаде) — скольжение, скользить.

Golpe (гольпе) — 1. Удар полной стопой ноги. Нога делает громкий звук, как ставит печать. 2. Акустический эффект, производимый при игре на гитаре, когда музыкант ударяет ногтями по гольпеадору (golpeador-пластмассовая пластинка на верхней деке гитары). 3. Удары кулаком по столу или ладонью по ноге или корпусу. См. a golpe.

Jaleo (халео) — поощрение или крики одобрения и/или поддержки, признание наличия у исполнителя духа фламенко (duende). Ободрительные слова и звуки зрителей, исполнителей фламенко криками и возгласами подбадривающие исполнение других. Поклонники (хорошо осведомленные наблюдатели, участники) также часто кричат халео (jaleo). Juerga (хуэрга) — вечеринка фламенко или собрание любителей и исполнителей фламенко, также синоним праздничного разгула для питья и веселья.

Letra (летра) — куплет песни. Синонимы: tercio, verso, copla.

Llamada (йямада) — в переводе с исп. «звоночек». Танцевальное движение или ряд шагов, которые сообщают гитаристу, что танцовщица хочет закончить часть или даже весь танец. В терминологии фламенко, это средство, которым танцовщица фламенко уведомляет или подает сигнал гитаристу или певцу о предстоящем изменения ритма или следующей части выполняемого танца. Llamada может также сигнализировать выход танцовщицы (salida) или приближение окончания танцевальных движений (cierre).

Macho (мачо) — в переводе с исп. «самец». Кастаньета, которую держат в левой руке.

Marcaje (маркахе), marqueo  (маркео) — «отмечать время ногами». Движения, которые, как правило, делаются стоя на одном месте.

Munecas (муньекас) — синоним floreo. Круговые движения запястий и пальцев.

Nuevo Flamenco (нуэво фламенко) — название, данное в течение 1980-ых молодому поколению артистов фламенко, которые находились под влиянием других современных и традиционных форм музыки, джаза, в частности, рока, поп-культуры, а также под влиянием южноамериканскых сальсы и румбы. Один из самых популярных исполнителей, ассоциирующийся с этим жанром — Gypsy Kings.

Palmas (пальмас) — в переводе с исп. «ладонь». Ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиков фламенко, певцов и гитаристов. Хлопки (palmas) сопровождают как в tiempo, так и в contra tiempo. Они выполняются как sordas (с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы), или secas/claras (нанесение удара, сильное, и сухое).

Palmeros (пальмерос) — мужчины, которые хлопают в то время, как музыканты играют.

Pasada (пасада) — «проходка» партнеров в танце. «De Pecho» означает проходить лицом, буквально грудь-к-груди. «De Espalda» означает проходить спина к спине.

Paseo (пасео) — проходка, торжественный шаг, который соединяет две части танца или является отдельным элементом, как в севильянас. Танцовщица может идти по кругу с гордым видом. Пасео так же ассоциируется с церемонией открытия боя быков.

Pellizco (пелиско) – «изюминка», маленькие жесты, мимика или причудливые движения, используемые танцорами для усиления эффекта танца. Рellizco используется, чтобы усилить движения, которые являются пряными, дерзкими, сочными, кокетливыми или легкими и юмористическими. Эти жесты оживлены определенным наклоном головы, движением плеча или рук, взгляд в глаза зрителя или прочее.

Pitos (питос) — щелчок пальцами на манер кастаньет, обычно сопровождающий танец или песню фламенко.

Planta (планта) – носок или полу палец ноги. Нанесение удара или размещение стопы на полу только верхней частью (половиной, подушечкой) с высоко поднятой в подъеме пяткой. Удар может быть произведен со звуком или без.

Punta (пунта) — в переводе с исп. «точка». Удар кончиком носка туфли в  пол позади корпуса, после чего нога мгновенно должна отскочить и подняться до уровня лодыжки опорной ноги. Точечный, резкий, стремительный удар.

Puro (пуро) – истинный, традиционный, подлинный – пение, танец.

Redoble (редобле) — серия четырех или пяти ударов, сделанных на один или два счета. Redobles обычно используются в танце, чтобы обеспечить динамические акценты.

Remate (ремате) — заключительная фаза танца. Последняя летра, которая характеризуется ускорением ритма, тенденция к завершению.

Salida (салида) — «выход». Начало песни или танца. Кантаор начинает петь, следуя ритму гитары. Возможное начало: Ay (айео), Tirititran, ay, ay и др.

Silencio (силенсио) – «тишина». Интервал во время представления, когда гитара сохраняет тишину, а танцовщик(-ца) исполняет дроби с большой скоростью. Также интервал в alegrias, который играется в минорном ключе, в темпе, более медленном, чем остальная музыкальная композиция.

Sordas (сордас) — мягкий или приглушенный звук при хлопках рук.

Subida — последовательное ускорение музыки и дробей, «наращивание».

Tablao (таблао) — дощатая сцена для представлений фламенко. Ночной клуб или кафе, в которых есть такая сцена.

Tacon (такон) — пятка (каблук). Удар каблуком.

Taconeo (таконео) — пристукивание каблуками в ритм песне. Термин, используемый для обозначения работы каблуками.

Talon (талон) — удар задним ребром каблука. Нога полностью поднимается от пола и ударяет ребром каблука в пол. Ребро каблука действительно делает слышимый звук, хотя не настолько громкий, как звук такона. После удара нога быстро отскакивает к середине икры опорной ноги.

Tembleque (темблеке) — быстро чередующееся движение каблуками, которое выполняется без движения тела. Это создает «дрожащий» звук.

Tiento (тьенто) — так называют первые пробные ноты или аккорды, когда перед песней кантаор настраивает свой голос, а токаор — гитару.

Tocaor(-а) (токаор/-а) — гитарист/ка фламенко.

Iron & Wine — Boy with a Coin

Toque (токе) — игра гитары.

Vuelta (вуэльта) — поворот

Vuelta Por Delante (вуэльта пор деланте) — «повернуться лицом к зрителю».

Vuelta Por Detras (вуэльта пор детрас) — «повернуться спиной к зрителю».

Vuelta Quebrada (вуэльта кeбрада) – «ломанный» поворот. Вращение при прогибе или наклоне в пояснице.

Vuelta Normale (вуэльта нормале) — стандартный поворот, с вертикальным положением корпуса. Полный поворот вокруг своей оси на передних частях двух ступней (планте), предварительно скрестив ноги.

Zapateados (сапатеадос) — форма танца, который требует чрезвычайно причудливой работы ногами, включающей много внезапных остановок, ускоренных пассажей. Взаимодействие каблука (tacon), стопы (golpe), носка (planta), ребра носка (punta), ребра кублука (talon) является единственным «инструментом», который создает сложные ритмические рисунки. Слово «zapato» означает «обувь». Термин в танце фламенко, используемый вообще для обозначения работы ног. Термин иногда используется в качестве синонима taconeo. Zapateado — также название ритмичного танца фламенко.

С более полным словарем  терминов вы можете ознакомиться по ссылке http://teslov-music.ru/flamenco-term-01.htm#A