Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно.
ЮНЕСКО 16 ноября 2010 года присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия.
Официальной датой рождения фламенко принято считать 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но на самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей.
История начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.
На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.
Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.
В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры — тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса — цыган.
Цыгане пришли с севера Индии, с территорий, которые теперь принадлежат Пакистану. Они бежали от полчищь Тамерлана сначала в Египет, а затем, спасаясь от преследования, в Чехию. Там их тоже не ждал радушный прием, и они должны были двигаться дальше. Из Чехии одна часть цыган ушла в Восточную Европу, другая на Балканы и в Италию. Первый документ, свидетельствующий о появлении цыган в Испании датируется 1447 годом. Цыгане называли себя людьми степей (омбре де лос льянос) и говорили на одном из диалектов Индии. Первое время они оставались кочевниками и занимались скотоводством. Как обычно в своих странствиях, цыгане перенимали культуру местного населения и переделывали ее на свой лад. Музыка была важной составляющей их жизни и праздников. Для того, чтобы исполнять эту музыку необходим был только голос и что-то, чем можно было отбивать ритм. Примитивное фламенко можно было исполнять без музыкальных инструментов. Импровизация и виртуозное владение голосом является важной особенностью музыки фламенко.
Так начинает зарождаться фламенко — на стыке нескольких культур.
Золотым веком фламенко считаются 1850-1910 годы, иначе этот период именуют «эпохой Café cantante (кафе шантан)». Фламенко вдруг стало популярно и среди простолюдинов, и среди элиты, но особо – в кругах состоятельной богемы. В большинстве крупных городов Испании фламенко начали исполнять в кафе.
Самым знаменитым было кафе Silverio в Севилье, в котором выступал певец фламенко Silverio Franconetti (1831-1889). Севилья ревностно поддерживала традиционность и чистоту танца; здесь были основаны лучшие академии фламенко. Профессионалы ежедневно выступали перед публикой, соперничая друг с другом за аплодисменты и восторги зрителей. В это время зажигаются звезды таких цыганских байлаор, как La Malena, La Macarrona, Gabriela Ortega, La Sordita.
Но век танца был быстротечен, на рубеже веков фламенко начало терять свою популярность. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках. Появились исполнители не цыганского происхождения, отдававшие предпочтение более мягким формам фламенко: фанданго, андалузским народным песням. С ростом популярности фанданго и ослаблением cante jondo фламенко входит в театральные постановки других жанров, танец становится хореографическим. В это время впервые появляется соло-гитарист фламенко, а в 20-х годах прошлого века зарождается фламенко-балет.
Фламенко, пережив свой взлет в эпоху кафе-кантанте, в начале века XX подверглось сильной коммерциализации. Все чаще номера фламенко исполняются после сеансов в кинотеатрах или по окончании пьес-комедий.
Для борьбы с подобным явлением, возвращения к истокам и очищения народного искусства Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка организовали в 1922 году фестиваль фламенко, вызвавший всплеск интереса к жанру и общий патриотический подъем. Заслуга Лорки в сохранении испанского фольклора неоценима; он много ездил по стране, выискивал и записывал редкие варианты песен, выступал с лекциями, проникнутыми любовью к своему народу.
Международную известность жанру принес Сергей Дягилев, в 1921 включивший в программу русского балета, выступавшего в Париже, в театре «Гайет Лирик», целое представление фламенко. Во время своей поездки по Испании импресарио оценил по достоинству театрально-сценические возможности стиля.
Во время Гражданской войны в Испании никто не интересовался фламенко. Были другие, более насущные проблемы. Многие артисты, выступавшие в этом жанре, эмигрировали, подобно Кармен Амайе, в основном, в Америку: в Европе началась Вторая Мировая Война. Это было не лучшее время для фламенко, но все же в 1943 году в театре Метрополитен в Нью-Йорке состоялось представление «Кафе Чинитас». Название шоу было дано по имени знаменитого кафе в Малаге, в основу действия положена одноименная песня Гарсиа Лорки, а декорации создал Сальватор Дали.
На родине фламенко, казалось, ушло в забвение. Андалусия находилась в тисках голода и нищеты, и лишь крупные танцевальные группы выступали в «Flamenco Opera».
После войны началось возрождение жанра. Толчком послужила вышедшая в 1955 году книга Гонсалеса Климента «Фламенкология». В 1957 году был организован фестиваль песни в Кордове, и в том же году в Хересе открыто отделение фламенкологии. Вновь возник интерес к фламенко, инициированный несколькими артистами, решившими возродить некоторые из традиционных элементов фламенко Cante. Многие ставят это в заслугу Антонио Майрена, певцу-исполнителю «чистых» стилей фламенко, который посвятил свою жизнь восстановлению и продвижению Cante Jondo. Он спас много старых, почти исчезнувших стилей, отправляясь в отдаленные деревни, чтобы услышать песни в исполнении их носителей.
1956 год стал знаковым для фламенко. В Кордове состоялся Concurso de Cante Jondo, первый с 1922 года. В 1957 году в Утрера прошел первый фестиваль фламенко El Portaje Gitano. Вскоре большинство небольших городов и деревень последовали его примеру и тоже организовали фестивали, где местные артисты могли исполнять свои собственные стили фламенко.
В 60-е годы на сцене появились гитарист-виртуоз Пако де Лусия и кантаор Камарон де ла Исла. Камарон возглавил новую эру фламенко-фьюжн, в котором фламенко гармонировал с различными музыкальными стилями. Искусство Пако де Лусии сделало гитару, бывшую до этого лишь инструментом музыкального сопровождения, одним из важнейших частей жанра, наряду с танцем и пением. В 90-х годах фламенко-фьюжн доминировал в чартах с такими артистами как Gypsy Kings, Remedios Amaya и Ketama.
Новое фламенко (Nuevo flamenco) – современный стиль фламенко, который является производным от традиционного. Этот стиль сочетает в себе виртуозность гитары-фламенко с музыкальными влияниями джаза, румбы, рока, танго, сальсы и мелодий Ближнего Востока. Одним из важных представителей гитаристов этого направления (кроме, конечно, Маэстро-Пако де Лусии) является Томатито. Он аккомпанировал Камарону, вместе с ним и Пако де Лусией записал четыре альбома и получил Latin Grammy за лучший альбом фламенко в 2000 году.
В настоящее время появилось множество разновидностей фламенко: фламенко-джаз, цыганское фламенко, фламенко-румба и другие. Многие молодые исполнители используют в своем искусстве фламенко, не только в Испании. Вспоминается популярный французский певец Кенджи Жирак (Kendji Girac, г.р. 1996), много и плодотворно работающий в этом жанре. Как многие исполнители фламенко, он происходит из цыганской семьи (каталонские цыгане) и поет на смеси французского и испанского языков, с использованием языка цыган-кале.
Важно, что фламенко, возникшее из сплава мавританской, еврейской, цыганской и испанской культур, остается живым и развивающимся жанром. Живы его носители – андалузские цыгане, а во всем мире тысячи людей стремятся приобщиться к его секретам. Что представляет собой фламенко сейчас? Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко — чувственность и страсть.
Что же такое фламенко?
Фламенко — это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.
Фламенко исполняется динамично, иногда даже с агрессивным или эротическим характером. Во фламенко танцовщица не рассказывает историю, ее движения и жесты не имеют никакого значения. Они выражают ее эмоции: «Суть танца фламенко – противоборство чувств, выраженных музыкой, словом и движением. Вместе холод и жар, ощущения смешанные и противоречивые», — говорит «королева» фламенко Кристина Ойос.
Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко. Гитара – самый популярный в мире музыкальный инструмент. Многообразие форм и видов гитары в современной музыкальной культуре поражает. Однако именно испанская гитара продолжает считаться классической. Для Испании это один из символов национальной культуры.
История гитары уходит в глубь веков. Ее предшественники имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами, натянутыми на ней. Из высушенной тыквы, панциря черепахи изготавливался цельный корпус. Среди предков гитары месопатамская киннора, индийский ситар и греческая кифара. Предполагают, что от слова «кифара» и произошло название «гитара».
Испания в средние века была главным центром развития гитары. В это время на полуострове существовало 2 вида гитар — мавританская и латинская.
Мавританскую гитару принесли с собой арабские завоеватели. Она овальной формы, и играют на ней с использованием плектора (медиатора), что придает резкость ее звучанию. Эта гитара привела в восторг короля Альфонсо X и его двор.
Латинская гитара попала в Испании вместе с римлянами. Она имеет более сложную форму, благодаря своему мягкому звучанию становится популярной среди любителей утонченной музыки. При игре на латинской гитаре использовался прием punteado, то есть игра щипками. А при игре на мавританской гитаре- rasgeado, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. Игра щипком стала основой классической школы. Латинская гитара эволюционировала в испанскую виуэлу.
На рубеже XV — XVI веков гитара проникла в другие страны. Она имела 4-5 струн и квартовый строй. В Испании предположительно Висенте Эспинель добавил гитаре пятую басовую струну. В XVIII веке Якоб Отто добавил шестую, и гитара приобрела свой современный вид.
Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Характерное выступление фламенко с пением и гитарным аккомпанементом, состоит из серии частей в различных стилях. Каждая часть представляет собой набор стихов (называющихся copla, tercio или letras), которые перемежаются гитарными интерлюдиями называемыми falsetas. Обычно гитарист также исполняет короткое вступление, которое задаёт тональность, компас и темп песни. В некоторых стилях гитарные интерлюдии имеют определённую структуру, например, типичные севильянас играются по рисунку ААБ, где А и Б — одинаковые части, различающиеся окончанием. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.
Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.
Что интересно: танец фламенко — это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.
Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:
- выразительная пластика рук, особенно кистей;
- дробь каблуками;
- резкие выпады и повороты;
- хлопки и прищелкивания пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.
Интересные факты
- Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется — фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.
- Шестиструнная гитара — национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко. Классическая испанская гитара дошла практически неизменной до наших дней с XVIII века. Струн на классической гитаре может быть только 6, они делаются из нейлона. Играют на ней только пальцами, так как медиатор может повредить струны. Существует еще одна разновидность гитары – гитара-фламенко, самая «испанская» гитара. Она появилась в 1800-х годах как дешевый вариант классической гитары, сделанный из местного кипариса, а не из дорогого привозного палисандра. Эти инструменты использовали обычно цыгане, которые не могли позволить себе дорогие гитары. Корпус у гитары-фламенко меньше, она легче и более юркая. В руках испанца гитара должна танцевать. Звук у не такой насыщенный, агрессивный. «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — вопрошал певец испанской культуры Федерико Гарсия Лорка. В основе исполнения фламенко лежит rasgeado, испанский бой. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим и комбинированным. Нередко можно услышать историю об адаптации испанскими цыганами методов и приемов классической гитары для сопровождения cante flamenco. Более вероятно, что техника rasgeos и расстановка акцентов позаимствована из арабской музыки, относящейся ко времени расцвета искусства мавров. Вариант гитары — фламенко – гитара, известная как «flamenca negra». Эти инструменты сделаны в соответствии с нормами гитары-фламенко, но с палисандром на задней стенке и боковинах. Такие гитары популярны среди солистов. Их звучание – золотая середина между звуком классической гитары и гитары — фламенко. Создание первой flamenco negra при приписывают мадридскому мастеру (лютье) Арканджелу Фернандесу около 1959 года. Пако де Лусия и другие гитаристы популяризовали этот стиль.
- Важный элемент образа танцовщицы — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда байлаора — тёмные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Фигура танцовщицы фламенко в красивом приталенном костюме с летящей юбкой в горох – символ Испании, превратившийся в мировой культурный «мем». Традицию активно поддерживают сами испанские красавицы: в арсенале каждой современной барышни есть хотя бы одно, а то и целая коллекция цыганских одеяний, которые коллективно выгуливаются в период ярмарок. В Испании национальный костюм фламенко – предмет гордости и нередко зависти. В дни народных гуляний пестрые платья одевают молодые девушки, дамы бальзаковского возраста, пенсионеры и воспитанницы детских садов. Накануне ферий кто-то штурмует специализированные магазины готовых платьев, другие шьют на заказ эксклюзивные экземпляры: стоимость костюма может варьироваться от 40 до 1500 евро. На сегодняшний день культура костюма с силуэтом гитары – это целая модная индустрия с фэшн-показами и выставками.
- Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.
- Движения фламенко – это чувства, вырывающиеся из груди, которые, воплощаясь в танце, похожи на стихию огня. Это передает и самое главное понятие фламенко – «дуэндэ». Применительно к искусству это слово переводится как «чувство», «огонь», «магия». На русском говорят: «В нем нет огня», в Испании — «No tiene duende».
- Дуэнде – это душа исполнения фламенко, без которого это искусство становится невозможным. «Лишь к одному неспособен дуэндэ – к повторению. Дуэндэ не повторяется, как облик штормового моря», — так говорят о сути фламенко его почитатели. Поэтому фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, ему необходимо пространство внутреннее – полнота души, пережитые личные драмы. Чем глубже чувства, тем богаче и сильнее движение внутреннее, и тем сдержаннее и напряженнее движение внешнее, изумляющее своей силой и красотой. Именно дуэндэ превращает танец в магический ритуал, нечто первобытное. Гарсиа Лорка отождествлял дуэндэ с демоном: «Муза и ангел снисходят, дуэндэ надо будить самому». Дуэндэ — это демоническая сила, с которой надо вступить в поединок и победить: «Дуэндэ сметает уютную, затверженную геометрию, его приближение знаменует ломку всего привычного. Но это и рассвет, небывалая, немыслимая свежесть — дуэндэ, как распустившаяся роза, подобно чуду».
- Еще один стереотип связан с кастаньетами. Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.
- Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки. Примечательно, что вплоть до второй половины XIX века цыганки исполняли фламенко босиком.
- Испанская шаль ( мантон) с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчёркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч.
- Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен.