Фламенко многогранный, как сама жизнь. Здесь есть место и смеху, и плачу. Это трагичный танец. Танцор танцует так, будто за плечо его держит сама смерть. Это так по-испански… Певица Пастора Павон сказала однажды: «Когда я правильно пою фламенко, у меня привкус крови во рту. В этот момент остро чувствуется присутствие рока, судьбы. И есть один зритель – Бог, даже не зритель в зале. Когда ты по-настоящему танцуешь фламенко, ты размышляешь. И погружаешься в ритм, в себя, не напоказ. Это состояние называется дуэнде – как бы «черный бес вдохновения».
В танце участвуют несколько персонажей: танцор, гитарист, певица, пальмеро – он хлопает, выбивает ритм, и не обязательно в ладоши, для этого подходит любой предмет. Начать танец может любой из них, как бы задавая собственную тему, которая потом начинает обрастать подробностями, варьироваться. Могут меняться мелодия, темп, ритм, подчиняясь определенным знакам: танцор или выбивает определенную дробь или ставит определенным образом руки, требуя, чтобы ускорили темп.
И каждый по очереди танцует, поет или играет свое. Именно по очереди. Если танцор берет в какой-то момент на себя соло, то музыкант может подыграть ему, но сам останется на втором плане. Получается своеобразный круговорот монологов всех участников танца. А кода – финал фламенко – общая для всех.
Женщины, танцующие фламенко – это вода и пламень. Испанки обучаются своему национальному танцу не только для того, чтоб выступать на сцене. Для многих это средство самовыражения, саморазвития – фламенко очень умный танец, здесь нельзя обходиться набором заученных движений: все должно идти от души, от сердца. Здесь нельзя лукавить и фальшивить. Танцующая фламенко женщина заявляет о себе: «Кто я? Смотрите на меня, вот я какая – вся перед вами».
Научиться танцевать фламенко может каждая желающая. В Испании есть школы танца, открытые для всех. Не важно, сколько вам лет, 6 или 60, не важно, какая у вас фигура или внешность – женщины, танцующие фламенко, умеют быть красивыми и подчеркивают это стократно в музыке и движении.