Стили фламенко

САЭТА ( SAETA) Саэта – это разговор с божеством через песню. Во всяком случае, таковы саэты, поющиеся во время религиозных праздников. Тем не менее, не исключено, что по происхождению это пение языческое, цыганское. В напевах саэты – жалоба и тихий ропот на судьбу, обращение к богу, чтобы он выслушал то, что больше никто не хочет слушать. В книге, опубликованной в Севилье в 1691 году уже упоминается о религиозных саэтах. О них говорится как о голосах терзаний, рождающихся среди людей из-за грехов, которые они совершают. В XVIII веке саэты пелись монахами, которые ходили по дорогам и побуждали верующих раскаиваться в своих грехах. Мелодии этих саэт были строгими, монотонными, полными пауз. Древние формы саэты развивались постепенно и достигли своего расцвета к началу XX века. Современная саэта, являющаяся стилем фламенко, возникла не в один миг и не была плодом вдохновения одного кантаора, она является результатом долгой эволюции. Сегодня саэта известна почти повсеместно в Испании, насчитывает множество разновидностей и местных мотивов и бережется как драгоценный камень канте хондо, представляя собой наиболее религиозный его вариант. Современные саэты исполняются на основе стилей сигириья и мартинете – кантаор объединяет слова копл саэты с музыкой этих стилей. Такие саэты называются “por siguiriya” или “por martinete”.

Саэта

ГРАНАДИНА (ГРАНАИНА) GRANADINA (GRANAÍNA) Гранадина относится к группе фанданго и ее отличительная черта – арабский колорит музыки. Из всех стилей гранадина наиболее близка к мусульманскому пению. Мелодическая линия коплы гранадины – простая и ровная, унаследованная от фанданго, а наиболее сложной и красивой является заключительная часть песни.

Гранадина

Куплеты таранты (las letras de las tarantas) — описательны, и насыщены различными аспектами человеческого существования, равно как и большинство основных песен фламенко. Интерпретация таранты немного в свободной манере в середине терции, когда певец может развлекаться в каком-либо из куплетов, согласно своим качествам и личной инициативе. Обычно это песня для слушания. Пение жесткое, продолжительное, умеренное, аккомпонируемое сверху гитарой. Песня без строгой маркировки в компасе (ритме), что дает основание для больших вокальных выставок, равно как случается с остальными стилями, свойственными шахтам.

Taranta – песня шахтеров, отражает ощущение трагедии, лишения и горя. Мелодии являются темными и часто противоречащими открытым аккордам, которые предоставляют этой форме отличительный Восточный характер. Должно быть отмечено, что в терминах фламенко, “Восточный” (“Oriental”) используется, чтобы означать “арабский”. Также как и картахенера, стиль тарантас относится к песням Леванта и его изобретение приписывается шахтерам. Таранта стоит во главе группы песен Леванта, для которых характерна удивительная экспрессивность и выразительность. Эти песни можно назвать не просто печальными, а скорее, горестными, трагичными. Таранта сформировалась на основе местного фанданго. Рожденное в глубине шахт, это пение длинное, тяжелое, суровое, несущее отпечаток той тяжелой работы, которой занимались ее исполнители. Грусть, тоска и угнетающие мысли – основной мотив этих песен. Копла тарантас – это всегда жалоба, в ней поется о несчастьях и смерти. Другим и не могло быть пение людей, жизнь которых проходила во мраке и сырости шахт, и чья душа изнывала от одиночества и безнадежности. Тарантас поются в довольно свободном темпе, и роль гитары в них второстепенная, она служит лишь для поддержания ритма. В ней нет ни пассажей ни расгеадо, она лишь подчеркивает основные ноты мотива.

Вообще, чтобы отличить таранту от таранто, достаточно сначала понять исполняется ли куплет ритмично, или же это свободный ответ гитары на строчку канте. Если первый вариант (когда компас держится) – это таранто, если же четкого компаса нет и куплет исполняется ad libitum – это уже таранта.

Фламенкологи говорят, что в тарантах обычно певец окрашивает канте в сладкий, нежный стиль, а в таранто больше преобладает экспрессия. Кроме того, айес (запевка в начале куплета) в таранто делается в более открытой, сильной манере, а айес к таранте звучит более утонченно. Послушаем запись Антонио Майрены.

Что касается танца, то здесь все гораздо интереснее. Как правило, таранто, как и полагается тьентосу, переходит в тангос, но бывают исключения, когда таранто переходит в румбу! Но чаще всего в тангос.

Важные факты о танце таранто:

Любая эскобилья в таранто – это тангос. Какой-либо характерной мелодии для таранто нет, как для алегрии или сигирии. Бывают фальсеты пор таранто, но об этом речь пойдет ниже.

Фальсета эскобильи – традиционная, которая прозвучит на первом видео. Ей придают множество вариаций, зависит от фантазии танцора и гитариста. Вариации всегда репетируются заранее и готовятся перед концертом. Также есть длинная фальсета, разложенна по андалузской каденции, которую сочинил ее Пако де Лусия в молодости для одной танцовщицы из труппы Хосе Греко. Она так понравилась, что распространилась по всей Испании и стала по-настоящему народной.

Традиционно таранто, как и таранта и все смежные стили исполняется в аппликатуре фригийского фа-диеза. Или же си-минора. Эту аппликатуру придумал Рамон Монтойа, который первым осознал, что можно играть на втором ладу гитары не используя каподастр. Аппликатура таранты является одной из самых аутентичных даже для слуха людей, которые незнакомы с музыкой фламенко, настолько характерное звучание приобретает гитара. В аппликатуре таранты не обязательно исполнять только стили, о которых мы говорим в этой статье. Можно сыграть любой стиль от солеа до булерии, все, что исполняется во фригийском ладу. Очень часто в этой аппликатуре из-за ее звучания исполняют румбы, те же Gipsy Kings, а если говорить о фламенко, то легендарная солеа пор булерия Antonia Пако де Лусии была записана именно в этой же аппликатуре.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо – выстукивание ритма каблуками, питос – щелчки пальцами, пальмас – хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео – поворот кисти с ее раскрытием – просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается

Фламенеко в Ла Скала