• Хота-наиболее известными вариантами являются астурийская, арагонская и кастильская. Важно, что столь значительное их количество возникло не только от большого числа провинций, которые создавали собственную версию, но и оттого, что танец рождался в контексте какого-либо конкретного события (праздник, турнир и т.д.). Но, несмотря на существующие различия, для всех вариантов хоты характерно обилие мягких прыжков и большая насыщенность движениями, которые сопровождаются игрой на кастаньетах. Хота, известная с XVII в., является парным танцем, исполняющимся лицом друг к другу в быстром темпе, с неограниченным количеством исполнителей. Как правило, танец сопровождается пением и игрой на гитаре, однако, существуют варианты, в которых используются также флейта, волынка и аккордеон. Первоначально хота возникла в провинции Арагон в честь культа Пиларской Богоматери — святой покровительницы Арагона. Позднее хота распространилась по всему полуострову и вышла даже за его пределы. В России появилась сценическая версия — «Арагонская хота» М.И. Глинки, которая была поставлена М. Фокиным (1916 г.), а затем хоту стали ставить в ансамблях народного танца, где балетмейстеры предлагали свои трактовки.
ХАБЕРА ( JABERA) Хабера — это исконно андалузская песня с инструментальным вступлением, напоминающим малагенью, и коплой, близкой к фанданго, от которого она и берет свое начало. Хабера — один из самых древних стилей группы фанданго, но в настоящее время она почти не исполняется, а изначально это было сельское, крестьянское пение. Ее исчезновение — не следствие ее сложности, скорее, в этом вина популярности других песен, которые начали исполняться на таблао в то время, когда стоял выбор, какие песни будут пользоваться наибольшим престижем. Кантаором, вдохновившем других исполнителей петь хаберу, был Эль Мими, а главным пропагандистом этого стиля считается Эль Чато де Херес, сделавший хаберу популярной в Мадриде.
ЛИВИАНА ( LIVIANA) Ливиана — это дитя южной Андалузии. Она является родственницей тонa, берущей свое начало из кузнечных мастерских, но более нежная, так как в ней нет свойственного тона ритма ударов кузнечного молота по наковальне. Именно в ритме основное различие между этими стилями. Стихи для них могут быть общие. В отличие от тонa, ливиана — пение родившееся среди крестьян, работающих в поле, в часы отдыха от работы, когда андалузский крестьянин чувствовал потребность петь. Оно появилось без гитары, без аккомпанемента и впитало в себя все жаркое солнце испанских плоскогорий. Профессиональные кантаоры быстро приняли ее в свой репертуар и стали исполнять под аккомпанемент гитары. Ливиана — сложный для исполнения стиль, требующий от исполнителя великолепных способностей. Со временем она стала забываться и исполнялась все реже и реже. Но благодаря некоторым старым кантаорам ливиана все же сохранилась и существует в наши дни как стиль личностный и индивидуальный, но в то же время сохранивший весь колорит народной сельской музыки.
НАНАС (Nanas) Нaнас — это песни матери, качающей колыбель своего ребенка. По происхождению они андалузские, но их относят к фламенко, несмотря на то, что многие черты, свойственные нанас, такие как простая структура музыкальных фраз, отсутствие мелизмов и украшений, не характерны для фламенко. В нанас слышно лишь эхо фламенко, но это эхо придает им удивительный колорит и красоту. Свои нанас есть и в Малаге, и в Севилье, и в Уэльве, и в Кадисе. Но откуда бы родом они ни были, эти напевы всегда тихие, иногда почти переходящие в шепот, их плавный ритм напоминает качающуюся колыбель. Коплы сочиняются на ходу и в них говорится о мире детства. В них нет ни излишних украшений, ни мелизмов. Эти песни нежные, простосердечные, красивые, с оттенком грусти и меланхолии. Обычно нанас исполняются без аккомпанемента, но некоторые гитаристы, например, Перико эль дель Лунар, импровизировали эти песни на гитаре.