Стили фламенко

Сигирийас в испанском языке: несколько вариантов названий — siguiriyas, siguiriyas gitanas, seguiriyas, seguirillas. Это канте является одним из самых значительных в канте хондо, наиболее сентиментальным, грустным и глубоким. Период с 1800 по 1820 гг. считается временем открытия и становления этого пения, которое предстает в сразу в трех городах: Хересе, Кадисе и Севилье.
Сигирийя — это пение, с одной стороны опирающееся на личную интерпретацию каждого отдельного кантаора, но в то же время всегда сохраняющее свою музыкальную форму и структуру, благодаря чему в наши дни оно остается таким же, каким было два века назад. Это музыка с очень свободной ритмической структурой и сложными и красивыми гитарными партиями. В сигирийе — тайна цыганской души. В  ней нет места театру и артистизму. Это песнь о страданиях и горе, связанных с голодом, лишением свободы и смертью. Этот стиль родился в Андалусии, корни его – в культуре кочевых цыган, подвергавшихся гонениям и преследованиям. Сигирийя наполнена торжественной, глубокой печалью, строгим горем и безысходностью. В пении очень мало текста и много quejio (жалоб). Исполняется очень темпераментно и чувственно. Именно цыганским кантаорам удается раскрыть всю полноту и глубину этого пения. Эль Нитри, Мануэль Молина, Мануэль Торрес, Сильверио Франконетти, Антонио Чакон — им обязано разнообразием своих стилей это пение — одно из самых великих и глубоких в канте хондо.

Сигирийас

Тона — цыганское пение, сформировавшееся в кузнечных мастерских. Точнее, тона происходит от средневековых андалузский романсов, позднее перешедших в  традицию цыган, которые и придали ей окончательный облик. Первое упоминание о  тона относится к 1770−му году, но характеристики тонa и глубина ее выражения подсказывают, что ее происхождение гораздо более древнее. Эти средневековые романсы стали приобретать черты канте хондо уже в XVII веке, а, возможно, и  раньше. К середине XVIII века тона уже была распространенным стилем и достигла большой известности. Несомненно, тонa — это один из его древнейших стилей и  важнейшее звено в формировании музыки фламенко. Для нетренированного слуха разница между тонa и цыганской сигирийей практически незаметна, но, в отличие от сигирийи, тона не поется под гитару. Ее сопровождает лишь звон кузнечного молота, ударяющего по раскаленному железу, или звон металлического треугольника, имитирующего звучание наковальни, использующийся в студиях при записи этих песен. Тонa не подчиняется строгому ритму, кантаор лишь представляет атмосферу кузницы и сам создает для себя подходящий для пения ритм. Основные темы песен тонa — любовь, религия, жизнь и смерть. Когда-то было известно более тридцати вариантов тонa, каждый из которых имел свое особое значение. Можно назвать тонa-ливиана (toná-liviana), тонa де лос пахаритос (toná de los pajaritos), тонa дель серрохо (toná del cerrojo), тонa кокинера (toná coquinera), тонa тристе (toná triste)… Hо в последние годы прошлого века тонa стала терять значимость, и в настоящее время различают лишь несколько ее  видов, такие как тонa гранде (toná grande), тонa дель Кристо (toná del Cristo) и ливиана (liviana). Тонa, исполняемая сегодня, поется в свободном ритме, ее  мелодия довольно четкая.
Если булерия является наиболее молодым стилем фламенко, то тонa принадлежит к  старейшим из них. Они оба являются основополагающими, но при этом представляют собой наиболее далекие друг от друга направления фламенко. Тонa исполняется в  свободном темпе, булерия подчинена строгому ритму. Тонa — это строгое пение без прикрас, в булерии — все богатство красок фламенко. Можно сказать, что тонa является родоначальницей фламенко, булерия — его кульминацией.

Малагенья (исп. Malagueña) — один из традиционных стилей фламенко, вышедший из раннего фанданго района Малага, песня имеет восточные корни. Народная по происхождению, малагенья стала стилем фламенко в XIX веке. Песенная мелодия обычно не используется для танцев в связи с тем, что не имеет четкого постоянного ритмического рисунка, её относят к типу «свободных песен» (cante libre). Однако малагенья славится богатой мелодией с использованием микротонов.

Мелагенья
Малагенья