Гребень
La peineta – принадлежность не столько фламенко, сколько испанского народного костюма. Однако байлаоры часто используют гребень в качестве украшения. Это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в.
Первоначально гребни – пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами. Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида.
Гребень как предмет, служащий для расчесывания волос, пришел к нам из седой древности. Археологами были найдены гребни возрастом в 10 тысяч лет. Предмет весьма прост: спинка, чтобы держать в руке, и лапки-зубцы, чтобы расчесывать волосы. Лапок обычно пять, они имитируют пальцы руки.
Но эта простая вещь всегда была окружена суевериями и легендами. В сказках гребень — часто волшебный предмет, способный превращаться в лес; с его помощью, расчесывая волосы, можно было приворожить возлюбенного/ую или лишить кого-то памяти.
В реальности гребни очень быстро начали использовать не только для расчесывания, но и для украшения.
Некоторые исследователи находят достоверных предков пейнеты в головных уборах иберийских женщин, чей облик сохранили скульптуры (Дама из Эльче и ее родственницы). Конкретно – пейнеты возводят к тиарам и митрам, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Однако в течение долгих веков после иберов на территории одноименного полуострова ни в каких прическах не наблюдались такие большие гребни. Историки моды связывают появление аксессуара с европейскими тенденциями конца XVII- XVIII веков. Европа сходила с ума от некоего украшения на голове модниц – фонтанжа. Он представлял собой нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков – штопоров, расположенных горизонтально и поэтапно, украшенных рядами туго накрахмаленных кружев и лент. Крепилось все это сооружение при помощи шпилек и проволочных конструкций.
К XIX веку сложились основные традиции ношения пейнеты. Светлые гребни, как и белые мантильи, могли позволить себе незамужние девушки. Замужние дамы носили только темные пейнеты и черные мантильи. Гребень крепился строго посередине головы и не должен был смещаться ни влево, ни вправо.
Сейчас правила этикета значительно смягчены, если не исчезли совсем. Каждая женщина вольна выбирать себе гребень и накидку по своему вкусу. Но все же цветовые пристрастия сохраняются, лишь величина пейнеты варьируется в зависимости от роста владелицы. Несмотря на то, что современные гребни делают из пластмассы, которая может быть разных цветов, в ходу по-прежнему черные и белые. Только байлаоры-танцовщицы фламенко — украшают волосы красными гребнями.
Приобрести одежду, обувь и аксессуары можно в специализированных магазинах, сшить на заказ (одежду и обувь) или на «барахолках».