В этой рубрике вы можете узнать о костюме и основных предметах для фламенко. Увидеть примеры использования в танце. Есть возможность посмотреть краткие видео уроки работы с мантоном, кастаньетами и другое:
- Платье для фламенко
- Обувь для фламенко
- Прическа для фламенко
- Веер
- Шаль
- Кастаньеты
- Бастон
- Шляпа
- Гребень
Важнейшей частью шоу фламенко являются костюмы танцоров.
Города во все времена стирали и нивелировали различия между своими жителями, тем не менее сохраняя национальный дух и вырабатывая особую, городскую культуру: городской фольклор, городской романс и городской костюм.
Испанский традиционный городской костюм сложился в XVIII – XIX веках. Его формированию способствовала культура махо – щеголей из простонародья.
Мужской костюм состоял из короткого пиджака (французы позже назовут его фигаро), короткого жилета, плотно облегающих декорированных штанов до колена, широкого кушака на талии, плаща, сетки для волос, шляпы (треуголки или монтеры), низковырезанных туфель с пряжками, чулок. За широким поясом спрятан нож — наваха.
В женском костюме использовались те же элементы: пиджак с широкими лацканами (был притален, корсет — не одевался), юбка в пол со складками, веер, шаль. Неотъемлемым элементом являлась мантилья-накидка с кружевами, которой покрывали грудь, плечи, голову, а иногда и лицо (видимо, наследие мавров). Гребень крепили высоко в волосах в вертикальном положении, а мантилью набрасывали сверху. Женщины также носили ножи за поясом.
Костюмы махо (majo) и махи (maja) попали и на картины, носители этой культуры были излюбленными персонажами Гойи. В реальной жизни это были обедневшие провинциалы, жители трущоб. Щегольски одетые махо были настоящими бандитами, которые всем своим видом и манерой поведения подчеркивали свое презрение к обществу. Образ махи сложился в Андалусии и со временем превратился в икону испанки. Отношения между majos и majas согласно традиции были бурные. Считалось, что она хочет его женить, а он — не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, рассчитанными на публику, а иногда заканчивались расправами и убийствами. Сцены из их неистово-эмоциональной жизни ставились в антрактах серьезных пьес и пользовались большим успехом у публики.
В наше время большинство элементов мужского традиционного костюма сохранилось в костюме тореро, а примером женского костюма может служить одежда танцовщицы фламенко. Традиционный костюм носит Фигаро в пьесах Бомарше и операх Россини и Моцарта, женский костюм известен всем по облику Кармен.
В традиционную одежду мужчины-танцора входят брюки темного цвета, а также широкий пояс с белой широкорукавной рубашкой. Короткую жилетку-болеро, которую называют chaleco можно надеть сверху, на рубашку. Зачастую, по краям рубашка завязывается спереди при помощи пояса.
Байлаора, а именно так называют танцовщицу фламенко, выбирая платье для танца, ориентируется не столько на собственный вкус, сколько на стиль танца, который ей предстоит исполнить перед зрителями. Это связано с тем, что каждое направление фламенко требует использования определенного костюма, в противном случае образ будет неточным, и, соответственно, эффект от танца будет смазанным.
Соответствующий же наряд не только сделает образ артистки полным и завершенным, но и заставит замереть от восхищения всех любителей испанского танца, ведь он создает необходимое настроение, дарит дополнительное вдохновение и драйв.
История платья восходит к концу XIX века. Тогда это был рабочий халат женщин из низшего сословия и цыганок. Женщины, сопровождавшие своих мужей на рынки и сельские ярмарки, носили свободные ситцевые платья с расклешенной юбкой и небольшими воланами, которые иногда дополнялись передником, чтобы защитить платье от грязной работы.
С апрельской ярмарки в Севилье, состоявшейся в 1929 году, костюм был установлен в качестве официального платья для участия в ферии – традиция, которая сохранилась и по сей день. А изначальный халат превратился в модный наряд, отлично подчеркивающий изгибы женской фигуры.
В 40-е годы платья были очень длинными, «в пол», с крупными воланами, которые должны были улучшить походку женщины и придать ее образу кокетства. Тогда же появляются первые «пейнетас» – нарядные гребешки для волос, которыми стали дополнять образ.
В 60-е годы платье фламенко сильно укоротили – оно едва доходило до икр или вообще до колен, чтобы все смогли увидеть и оценить обувь его хозяйки. Швеи начали использовать тергаль – хлопок с вышитой каемкой. Сегодня в такие фасоны на фериях любят одевать девочек 10-12 лет.
В 90-е, когда случился настоящий бум на аксессуары, пояса и бесчисленные кружева, испанский костюм цыганки напротив стал воздушным и легким, его не перегружали деталями. Сегодня платье фламенко сочетает в себе как традиции, так и современные веяния, но его основная структура остается неизменной: узкое «тело», повторяющее силуэт гитары, которое заканчивается на бедре, и юбка с воланами. Испанское цыганское платье – это единственный в мире национальный костюм, на который существует мода. Каждый год в Севилье проходят недели моды фламенко – SIMOF, легендарный фестиваль с почти 25-летней историей. Издается даже специализированный журнал La Moda Flamenca Surrealista о тенденциях в платьях фламенко, который выходит также раз в год, после модного показа.
Самый частый дизайн, встречающийся в платьях цыганки, – неизменный горошек. К слову, именно Испании и приписывают «изобретение» легендарного принта.
«Полька-дот» – именно так официально называется в модных кругах простенький узор в горошек – появился в конце XVIII века в Швейцарии. Именно там случился прорыв в технологии набивного рисунка на тканях, а горошек был самым простым вариантом узора. Позже, в XIX веке, этот узор появился во Франции, когда скучные однотонные одежды надоели парижской элите и портные начали разбавлять наряды придворных дам рисунками. Именно Франция распространила модные тенденции и на Испанию, которые, как ни странно, сначала оценили именно цыганки.
К традиционному испанскому платью не остаются равнодушными даже дизайнеры с мировым именем, используя испанские мотивы в своих коллекциях.
SIMOF 2024
с коллекцией «Amoríos, Péiname Chari»
с коллекцией «El danzar de las mariposas»
с коллекцией «El danzar de las mariposas»
SIMOF 2023
с коллекцией «Nostrum»
с коллекцией «Postureo» (Позирование)
коллекция «Hecho a mano»
Florencio Pérez, Francisco Tamaral, Inma Benicio, Sergy & Tapiju y Trinitán
с коллекцией «Estoy atacá»
с коллекцией «Desde mi balcón»
с коллекцией «Desde mi balcón»
с коллекцией «Vida»
с коллекцией “Hilo invisible”
с коллекцией “Candela”
с коллекцией «Porque la vida sigue»
с коллекцией «Simbiosis»
Благотворительное дефиле 24 дизайнеров SIMOF, вырученные средства от которого были направлены в Banco de Alimentos de Sevilla:
Продовольственный банк Севильи оказывал поддержку семьям, оказавшимся в бедственном положении во время пандемии
SIMOF 2020
«Jondo» es una colección inspirada en las costumbres, cantes, bailes, raíces, aromas y colorido de Andalucía
Самый образный и экспрессивный стиль фламенко – фаррука – требует от танцовщицы облачения в брючный костюм, который дополняется корсетом, рубашкой и шляпой. Такое облачение выбрано неслучайно – оно подчеркивают культивируемые в образе независимость и уверенность, черты, присущие, преимущественно, мужчинам. Связано это с тем, что женщина в этом танце воплощает собой мужское начало – такова основа стиля фарукки.
Костюм для севильяны. На многих открытках и рекламных буклетах Вы увидите именно севильское платье, так как оно резко выделяется среди прочих костюмов. Об этих платьях можно говорить бесконечно. Они яркие с самыми разнообразными рисунками от гороха до всевозможной абстракции. Классическое севильское платье облегает все тело танцовщицы до колен, а ниже распускается в огромном количестве воланов и оборок. В платье у коленок иногда вшита проволока, не позволяющая сделать широкий шаг танцовщице. Этот костюм рассчитан на особый «севильский шаг», лежащий в основе танца севильяна. Образ танцовщицы в севильском платье должен нести в себе веселье, радость и энергию.
А для исполнения другой разновидности фламенко – солеа – требуется бата де кола, представляющая собой платье облегающее фигуру, зауженное к коленям. От колен идут оборки и воланы, образуя небольшой шлейф. Платье шьется по меркам танцовщицы, на основе которых рассчитывается точный размер шлейфа.со множеством воланов. Вес такой юбки может достигать семи килограмм, поэтому танец в ней требует большого опыта исполнения и значительной технической подготовки. Традиционная цветовая гамма бата де кола – это красное и черное, однако можно использовать юбки любых расцветок. Единственное условие – традиционный крой и яркие насыщенные оттенки.
Более полно о фасонах и деталях традиционного платья для фламенко провела исследование Софья Латыш в своем ЖЖ. Ознакомиться можно по ссылке.