Кастатьеты
Исп. castañetas — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки – ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.
Многие полагают, что родина кастаньет – Испания. Это не так. Похожие инструменты встречались в Греции и Древнем Египте около 3000 лет назад. Их прародителями были простые палочки, которые ударяли друг о друга. На древнегреческих вазах можно увидеть прямого прародителя кастаньет – кроталы. Строение и принцип игры удивительно схожи. Однако эволюция сделала кастаньеты более компактными.Попасть на Иберийский полуостров они могли как из Греции, так и с Ближнего Востока – на кораб лях финикийцев или с арабскими завоевателями. Одна из самых экзотических версий утверждает, что кастаньеты в Испанию привез из Нового Света Колумб. Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»). Танцоры используют кастаньеты в фанданго, булериасе, севильяне и других стилях.
Пластины традиционно изготавливаются из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого всё чаще используется металл или стеклопластик.
В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган и стилем фламенко, поэтому данный инструмент часто используют в классической музыке для создания «испанского колорита». Звучание кастаньет используется в опере Ж. Бизе «Кармен», в испанских увертюрах М. И. Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в «Испанском каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и других.
С кастаньетами в Испании еще издревле танцевали традиционные андалусские танцы. Но многие танцоры исполняли фламенко перед туристами, и чтобы произвести на щедро платящих зрителей большее впечатление, они стали использовать звенящие кастаньеты. С тех пор в мировой культуре за кастаньетами так и закрепилась прочная ассоциация с музыкой испанских цыган и стилем фламенко. К слову, в Испании их называют «каштанки» из-за сходства с плодом каштана. А еще кастаньеты делятся по половому признаку! Та, что в левой руке, зовется «мачо», а кастаньету для правой руки называют «эмбра», что означает «самка».
Считается, что кастаньеты ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук, поэтому наиболее чистые виды фламенко избегают использования кастаньет. Изначально во фламенко руки танцоров были свободны, и ритм отбивался только каблуками («сапатеадо»), прищелкиванием пальцев («питос») и хлопками в ладоши («пальмас»). При этом «пальмас» должен быть в два раза быстрее основного ритма песни. Ну как тут исполнителю не войти в раж! Также первоначально в качестве музыкального сопровождения для фламенко использовались наковальня и молот, а знаменитая гитара появилась уже после кастаньет.
Игра на кастаньетах — целая наука. Технику игры на этом музыкальном инструменте нужно изучать отдельно от танца. Начинают обучение с азов, то есть с пяти нот (ta, pi, pan, chim, ria), на которых строятся все ритмические рисунки. Далее программа усложняется. И только после того, как основные упражнения игры на кастаньетах отточены, ученики переходят к постановке танца. Кастаньеты — один из самых сложных предметов для танца.