Пилар Лопес Юлвес (Сан-Себастьян, 4 июня 1907 года – Мадрид, 25 марта 2008 года), была испанская танцовщица и хореограф. Младшая сестра великой танцовщицы Энкарнасьон Лопес Хульвес, вместе с которой привнесла во фламенко элементы балета и практику упражнения для изучения танца. Именно они начали ставить спектакли на основе фламенко и балета. Вскоре Пилар создала собственную труппу и получила множество наград от танцевальных сообществ.
В своих работах Пилар Лопес обогащала испанскую хореографию новыми выразительными, средствами: народный танец преобразовывала в сценический, развивала танцы стиля фламенко, сценические композиции ставила на музыку Э. Гранадоса, М. Альбениса, создавая особый стиль испанского профессионального танца.
Среди постановок: “Болеро”; “Ярмарка рогоносцев” Питталуга, “Треуголка”, “Любовь-волшебница”; “Пепита Хименес” и “Триана” на музыку Альбениса, “Испаниада” на музыку Альфтера, “Три Андалусских сцены” Сантандера, “Испанская сюита” Гамбо, балет-концерт “Аранхуэс” Родриго и др.
Антония Сантьяго (Чана) родилась в Барселоне и училась танцевать у своей семьи с цыганскими корнями. Ее дядя Чано, гитарист и певец, аккомпанировал ей на сцене. Когда она начала танцевать в труппе танцора Сали, то быстро стала популярна. Ее танец был очень темпераментным, движения рук и ног не совсем привычными для зрителя. Говорили, что ей овладевал дуэнде — сверхъестественный персонаж испанского фольклора.