Хуана Варгас больше известная как Хуана ла Макаррона была одной из самых известных танцовщиц Испании первой половины 20-ого столетия. La Macarrona (1870-1947), родилась в 1860-ом году в андалуссийском городе Херес-де-ла-Фронтере в цыганской семье. Именно семья Хуаны и ее цыганское происхождение привели к творчеству, в частности, к фламенко. Среди ее предков были много первых исполнителей фламенко, а том числе и Хосефа Варгас, ранняя исполнительница танца фламенко. Хуана Варгас стала танцевать еще маленькой девочкой, сначала танцуя на улицах города под песни матери и игр у на гитаре отца, а затем вынесла свой танец на другой уровень, став одной из самых известных фламенко байлаор (танцовщицей) в мире.
После выступлений на улицах родного города Хуана ла Макаррона стала выступать в кафе Севильи и Малаги. В танцевальных кафе Севильи Хуана ла Макаррона выступала вместе с легендарным певцом фламенко Эль Мецкле. В шестнадцатилетнем возрасте ее талант танцовщицы фламенко открыл другой легендарный певец фламенко Сильверио Франконетти. Хуана Варгас стала выступать с труппой известных артистов фламенко, став известной танцовщицей. С конца 1880-ых годов Хуана ла Макаррона стала выступать в лучших кафе Европы. Своим творчеством и талантом она заработала себе не только славу, но и богатство.
Хуана ла Макаррона создала свой собственный стиль фламенко, популяризировав фламенко по всей Европе. Она стала делать акцент на движениях рук и ног, обращая внимание зрителя главным образом на верхнюю часть туловища, создавая свой неподражаемый стиль. Ее танец всегда был полон импровизации и эмоциональности, чем приковывал взгляды зрителей. Свой псевдоним Ла Макаррона Хуана Варгас взяла в честь своих дядь, связанных с искусством фламенко, которые носили фамилию Макарон – Хуана и Висенте Макарронов. В более поздние годы она часто принимала участие в разного рода конкурсах фламенко, как судья. Несмотря на свою славу, Хуана ла Макаррона умерла в Севилье в бедности, забытая своими поклонниками, считая, что фламенко умер уже давно. Ей было 87 лет. Однако менее чем десятилетие спустя искусство фламенко пережило период нового расцвета, а именем Хуаны ла Макарроны был назван приз Национального конкурса фламенко в Кордове.
В историю танца вошла как байлаора «максимального качества». Ее называли «богиней древнего ритуала», говорили, что «жесты и одежды превращали ее в волну, ветер, цветок». Она считается величайшей королевой фламенко.
Архентинита, уменьшительное от Argentina – Серебряная, серебристая, буквально – маленькая Архентина, собственное имя – Энкарнасьон Лопес Хульвес (исп. La Argentinita, Encarnacin Lpez Julves, 1895, по другим данным – 3 марта 1898, Буэнос-Айрес – 24 сентября 1945, Нью-Йорк) – испанская танцовщица и хореограф фламенко.
Дочь испанских эмигрантов в Аргентине, в 1901 вместе с семьей вернулась в Испанию. В восемь лет выступила в театре Сан-Себастьяна. Получила прозвище Архентинита (в отличие от Архентины – Антонии Мерсе). Проехала по Испании, выступала в различных театрах Мадрида. В своем стиле объединяла элементы фламенко, танго и болеро. Гастролировала в Барселоне, Португалии, Америке, затем снова вернулась в Мадрид. Сблизилась с представителями Поколения 27 года – Лоркой, Альберти, тореадором Игнасио Санчесом Мехиасом, подругой которого стала.
Существуют очень редкие граммофонные записи, сделанные в 1929 или 1931 году Гарсиа Лоркой и Архетинитой. Песни были собраны и обработаны поэтом, он сам аккомпанирует на рояле, а Архентинита поет и отстукивает ритм. В 1929 году Архентинита создает первую Компанию Испанского танца, а шесть лет спустя она же ставит собственную версию «El Amor Brujo». Это считается рождением фламенко-балета; многие знатоки утверждают, что с тех пор жанр уже никогда не будет прежним, так как утратил в значительной мере спонтанность и непринужденность. Архентинита подготовила такие постановки, как Улицы Кадиса, Кафе Божьи Коровки, Колдунья-любовь и др., показала их в городах Испании и в Париже, а позднее в Америке, где самобытное фламенко имело определенный успех. В Нью-Йорке в 1943 году Архентинита поставила балет на музыку аранжированных Лоркой народных песен; он назывался «Кафе Чинитас» и стал одним из мифов фламенко.